Филатова О. Б. воспитатель, учитель физики.

Лепка по мотивам дымковской игрушки. Подготовительная группа.

 Лепка по мотивам дымковской игрушки.

Цель: расширение представлений детей о дымковской игрушке.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о народных промыслах; закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки; формировать умение создавать узоры по собственному замыслу; формировать духовную культуру средствами декоративно – прикладного искусства; ознакомление с фольклором и народными художественными промыслами; расширять общий и художественный кругозор.

Развивающие: развивать творческие способности детей, их природные задатки и фантазию.

Воспитательные: воспитывать умение ценить и уважать достояние русского народа через декоративно – прикладное творчество; формировать привычку соблюдать технику безопасности во время лепки и организовывать своё рабочее место.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки, бисер (для глазок), образцы дымковских игрушек, плакат с изображением дымковских узоров, плакат со схемой лепки дымковского козлика.

Непосредственно – образовательная деятельность:

Воспитатель: издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы ни были – везде встретим чудо – мастеров. Места, где живут эти мастера называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и Дымковская слобода (сейчас это заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке.

Дети читают стихотворение:

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково – посёлок,

Окаймлён лесами уголок весёлый,

Лет ему за двести, триста ль миновало?

Собирались вместе мужики бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали – пели, не скучали…

Воспитатель: возникновение игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек… Ласково и нежно называют эту игрушку в народе – дымка. Почему? Оказывается, игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Ребёнок:

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Воспитатель: предлагает рассмотреть дымковские игрушки со словами

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Воспитатель: задаёт детям вопросы:

· Какое настроение вызывают у вас эти игрушки? Почему? (весёлое, праздничное).

· Какие цвета любят мастера Дымково? (яркие: красный, синий, малиновый, жёлтый, оранжевый, зелёный).

· Сосчитайте, сколько цветов использовано в разных игрушках?

· Какие узоры используют дымковские мастера? (простые геометрические формы: точки, круги, клетку, волны).

Физкультминутка:

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп - хлоп.

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик.

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали-

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два-

Заниматься нам пора.

Воспитатель: как же лепили дымковскую игрушку? Брали специальную красную глину. Лепили нужную фигурку, сушили, а затем обжигали в печи, чтобы игрушка стала прочной и не разбилась. После этого игрушку расписывали: сначала наносили несколько слоёв белой  краски (это был мел, разведённый снятым коровьим молоком), а затем игрушку расписывали узорами.

Дети читают стихотворение:

Привезли мы глину с дальнего пруда,

Ну – кА за работу, чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я её поглажу,

И седельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь,

А потом распишем,

Будем мы игрушки печь,

Печка жаром пышет.

А в печи не калачи, а в печи –

Не куличи, ни пышки, не ватрушки,

В печи – игрушки.

Не кастрюли, чугуны,

А лошадок табуны.

За лошадками козёл из печи –

И прыг на стол.

Воспитатель: как козла назвать ласково? (козлик). Проводится звуко – слоговой анализ слова «козлик».

Рассматривается схема лепки козлика.

2101615a5b7503d3b7bc5bb61a1266c1.jpg


Далее детали (туловище и голова) соединяются, доделываются детали: рожки, борода и хвост.

В конце занятия рассматриваем игрушки.

Дети читают стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Я куплю себе свистульку

Буду трели выводить

Мастеров из славной «Дымки»

Никогда нам не забыть.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

1 февраля 2015 в 21:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.