Филатова О. Б. воспитатель, учитель физики.
Лепка по мотивам дымковской игрушки. Подготовительная группа.Лепка по мотивам дымковской игрушки. Цель: расширение представлений детей о дымковской игрушке. Задачи: Образовательные: формировать представление детей о народных промыслах; закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки; формировать умение создавать узоры по собственному замыслу; формировать духовную культуру средствами декоративно – прикладного искусства; ознакомление с фольклором и народными художественными промыслами; расширять общий и художественный кругозор. Развивающие: развивать творческие способности детей, их природные задатки и фантазию. Воспитательные: воспитывать умение ценить и уважать достояние русского народа через декоративно – прикладное творчество; формировать привычку соблюдать технику безопасности во время лепки и организовывать своё рабочее место. Материал: пластилин, стека, доска для лепки, бисер (для глазок), образцы дымковских игрушек, плакат с изображением дымковских узоров, плакат со схемой лепки дымковского козлика. Непосредственно – образовательная деятельность: Воспитатель: издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы ни были – везде встретим чудо – мастеров. Места, где живут эти мастера называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и Дымковская слобода (сейчас это заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке. Дети читают стихотворение: Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть, Может, где – то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. Возле Вятки самой Дымково – посёлок, Окаймлён лесами уголок весёлый, Лет ему за двести, триста ль миновало? Собирались вместе мужики бывало. А управясь дома, бабы приходили, С удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали – пели, не скучали… Воспитатель: возникновение игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек… Ласково и нежно называют эту игрушку в народе – дымка. Почему? Оказывается, игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Ребёнок: Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке всё кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Воспитатель: предлагает рассмотреть дымковские игрушки со словами Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся! Воспитатель: задаёт детям вопросы: · Какое настроение вызывают у вас эти игрушки? Почему? (весёлое, праздничное). · Какие цвета любят мастера Дымково? (яркие: красный, синий, малиновый, жёлтый, оранжевый, зелёный). · Сосчитайте, сколько цветов использовано в разных игрушках? · Какие узоры используют дымковские мастера? (простые геометрические формы: точки, круги, клетку, волны). Физкультминутка: Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп - хлоп. Мы глазами миг – миг, Мы плечами чик – чик. Раз – сюда, два – сюда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали- Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два- Заниматься нам пора. Воспитатель: как же лепили дымковскую игрушку? Брали специальную красную глину. Лепили нужную фигурку, сушили, а затем обжигали в печи, чтобы игрушка стала прочной и не разбилась. После этого игрушку расписывали: сначала наносили несколько слоёв белой краски (это был мел, разведённый снятым коровьим молоком), а затем игрушку расписывали узорами. Дети читают стихотворение: Привезли мы глину с дальнего пруда, Ну – кА за работу, чудо – мастера! Я слеплю лошадку, я её поглажу, И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь, А потом распишем, Будем мы игрушки печь, Печка жаром пышет. А в печи не калачи, а в печи – Не куличи, ни пышки, не ватрушки, В печи – игрушки. Не кастрюли, чугуны, А лошадок табуны. За лошадками козёл из печи – И прыг на стол. Воспитатель: как козла назвать ласково? (козлик). Проводится звуко – слоговой анализ слова «козлик». Рассматривается схема лепки козлика.
Далее детали (туловище и голова) соединяются, доделываются детали: рожки, борода и хвост. В конце занятия рассматриваем игрушки. Дети читают стихотворение: Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт. Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной «Дымки» Никогда нам не забыть. Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет! 1 февраля 2015 в 21:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.